Автобус малого класса «ГАЗель-Next»

«Группа ГАЗ» готовит к производству цельнометаллический фургон «ГАЗель-Next». Чтобы быстрее приучить перевозчиков к горьковской «полуторке» на шасси Next налажен выпуск автобусов малого класса с каркасными кузовами.

6451 0 24 17.04.2015
Автобус малого класса «ГАЗель-Next»

Горьковский автозавод выпускает около 70-75 процентов от всего выпуска автомобилей «ГАЗель» именно шасси и бортовых грузовиков. Оставшиеся 25-30 процентов – панельные цельнометаллические фургоны и автобусы. И как бы у нас ни ругали «маршрутки», созданные на основе «ГАЗелей», а современную Россию без них трудно представить. В некоторых небольших городах на «ГАЗелях» вообще держатся все пассажирские автоперевозки, а там, где пассажиропоток более интенсивный, они не создают конкуренцию автобусам рангом повыше, ПАЗикам и ЛИАЗам, а дополняют их. Люди, ожидая автобус, меньше стоят на остановках, а это дорогого стоит… При грамотном подходе к анализу насыщенности маршрутов в час пик пускают автобусы повышенной вместимости, а по мере уменьшения числа пассажиров – автобусы «калибром поменьше». Тем самым экономят не только топливо, но и ресурс дорогостоящих больших автобусов.
«Группа ГАЗ» со своей «ГАЗелью Generations before» (в переводе – «предыдущее поколение», по аналогии с «ГАЗелью-Next») во всех ее моделях и модификациях держит около трех четвертей российского рынка коммерческих автомобилей полной массой 3,5 тонны, а благодаря «ГАЗели-Next» планируют увеличить долю до 82 процентов. И это несмотря на конкуренцию аналогичных коммерческих грузовиков-иномарок. И по опросам «Группы ГАЗ», одной из самых узнаваемых в России модификаций «ГАЗели» является маршрутка. Однако наивно полагать, что такая «ГАЗель» настолько совершенна, что к ней нет претензий ни у перевозчиков, ни у пассажиров. Эксплуатационников всегда не устраивала вместительность «ГАЗели»: для получения большей прибыли они требовали или увеличения числа сидячих мест свыше заводских 13 мест, или официальной возможности перевозки стоящих пассажиров. Так появлялись самые невообразимые варианты планировки салонов, которые производили сторонние компании… Пассажирам же в первую очередь не нравилась сдвижная дверь, с которой может справиться не каждая женщина, и тем более пожилой человек. А энергичную молодежь, наоборот, водители ругают за чрезмерное хлопание дверью. Не доставляет радости пассажирам маршруток и низкий потолок. Но это те особенности конструкции панельных цельнометаллических «ГАЗелей», которые сложно изменить. Проще оказалось устранить «нарекания» к скользкому пластиковому покрытию пола и неудобным сиденьям. Кстати, если цельнометаллическая «ГАЗель» используется как ведомственный пассажирский транспорт, то претензий нет ни к двери, ни к потолку… А уж кресла на комплектацию там идут лучшие.

Не рамой единой 


Можно сказать, что новый каркасный автобус для Горьковского автозавода – хорошо забытое старое. Ведь первым массовым автобусом в СССР был ГАЗ-03-30 на шасси полуторки ГАЗ-АА с кузовом на деревянном каркасе со стальной обшивкой. Между прочим, 17 мест, а не 13, как в фирменной маршрутке ГАЗ-3321! По большому счету все автобусы на «горьковском» шасси – и ГАЗ-51, и ГАЗ-53 – были именно каркасными. Даже «ликинские» автобусы, вплоть до ЛИАЗ-677, фактически каркасные, но на них каркас подваривался к мощным лонжеронам. В СССР пространственной фермой обзавелись только ЛАЗы. В Европе каркасные автобусы делают и сейчас. К примеру, на шасси Isuzu и IVECO Daily. Многие туристические «мотор-хоумы» – тоже каркасные. Напомним, что по каркасно-щитовой технологии (frame-board) строят не только домики на дачных участках, но и самолеты, а также гоночные автомобили (только не надо путать с сотовыми монококами «Формулы-1» – это совсем другая история…).
Конечно, идея создания каркасного автобуса на рамном шасси грузовика стара, как трамблер с конденсатором, как однокамерный карбюратор, но технологии, примененные на «ГАЗели-Next», вполне современные. Каркас сварен из профильной прямоугольной трубы и, что важно, загрунтован катафорезом с полным погружением в ванну с грунтом. То есть трубы защищены от коррозии и изнутри. Примечательно, что такой большой ванны у «ГАЗа» нет – придумали грунтовать в «мелком» резервуаре: раздельно бока, основание и каркас крыши. А потом все сваривают воедино в кондукторе. Каркас обеспечивает всей конструкции кузова прочность, а за внешний вид ответственность возложена на облицовочные панели. Сбоку нет необходимости городить понизу сложную юбку и какие-то огромные люки – масштаб не тот. Поэтому здесь просто добротно натянута и приварена листовая сталь, оцинкованная с двух сторон. Крыша кузова и задняя «маска» – пластмассовые, то есть ржаветь не будут. Наверняка не всем перевозчикам понравится, что панель всей задней стенки отформована одной деталью, хотя внизу все же есть невысокий бампер. Единая панель не очень удобна при ремонте, ведь неосторожный водитель чаще мнет один из углов… Зато «передок» оформлен очень удачно: здесь применены тоже пластмассовые крылья, но оригинальные, схожие с «ГАЗелью-Next» только в местах стыковки с капотом, бампером и фарами. Форма задней части передних крыльев определяется отсутствием традиционных «газелевских» дверей. Водительской двери нет вообще, поэтому левое крыло очень длинное. А правое – короткое, сразу же за ним начинается огромный стеклянный треугольник для лучшего обзора, а потом – стойка пассажирской двери.


В перспективе каркасный автобус будут делать на шасси «ГАЗели-Next» увеличенной грузоподъемности – полной массой до 4,8 тонны, а также на шасси «ГАЗон-Next». К их производству будет подключен и Павловский автобусный завод. Но и нынешняя каркасная «ГАЗель-Next» – действительно автобус особо малого класса, и называть ее «микроавтобусом» совершенно не хочется. Ничего «микроскопического» здесь нет. Если внешняя ширина обычной «ГАЗели» 2075 мм, то ширина каркасного Next 2230 мм. Разница – 155 мм, и она идет на увеличение ширины прохода в салоне. Здесь применяется удлиненная рама колесной базой 3774 мм, а не обычная – 2900 мм или «некстовские» 3145 и 3745 мм. Способ удлинения все тот же: вставки-швеллеры на заклепках, которыми соединяют предварительно разрезанные стандартные лонжероны. В результате каркасный Next длиннее обычной «ГАЗели» на 588 мм. И ведь это не предел, можно сделать еще длиннее – хоть на метр. Оцинковку-то, что идет на бока, поставляют в рулонах… Когда запустят в производство цельнометаллическую версию «ГАЗели-Next», наверняка таких габаритов у нее не будет. Во всяком случае, по ширине – точно! Внутри высота от пола до потолка – 1,9 метра, такой же высоты и передняя входная дверь. Здесь уже не будут массово жаловаться на ограниченную высоту салона. Но ширина двери понравится не всем – 550 мм, все же узковата, зато она с электроприводом и открывается нажатием желтой клавиши на панели приборов. Снаружи тоже есть кнопка управления приводом двери, она работает и как аварийная. Кстати, как положено, у этих автобусов есть и вторая дверь – только для аварийного выхода. Она расположена тоже по правому боку, но в задней части кузова. У этой «калитки» уже и петли попроще, и замок – механический.
Что особенно хорошо для городского автобуса – здесь очень высокий пояс остекления. Света много – как в аквариуме. Причем стекла без какой-либо кривизны, ровные, поэтому можно применять и стеклопакеты, которые не пропускают внутрь уличный шум и сохраняют нужный микроклимат. Судя по всему возможны варианты фиксации остекления: вклеивание и установка в П-образный резиновый профиль.
Наверное, не всем понравится отделка интерьера: плоские пластиковые панели, стыки которых закрыты алюминиевой профилированной полосой или уголком. Технология применялась и на ПАЗ-672, и на Ikarus-260. Но для городского и пригородного автобусов это оптимальный вариант: легко поддерживать в чистоте и покрытие прочное. По долговечности его не сравнить с формованной текстильной обивкой потолка и боковыми панелями из виниловой пленки, как на «ГАЗели». А если появится спрос на туристические версии каркасной Next, то в дело можно пустить ковролин, кожзаменитель и ткани…
Основание пола – ламинированная финская фанера толщиной 20 мм. Что особенно хорошо в сравнении с обычной цельнометаллической «ГАЗелью» – здесь не выступают арки задних колес. Кстати говоря, теперь нет особого смысла делать компактнее колесные арки у пассажирских «ГАЗелей-Next» такого исполнения – переводить их на односкатную ошиновку. Давно замечено, что со «спаркой» «ГАЗель» хорошо идет по снегу и грязи – лучше, чем переднеприводные FIAT Ducato или еще кто из аналогичных конкурентов.
Благодаря кузову увеличенной ширины появилась возможность практически под любого клиента создать различные варианты расстановки сидений и вообще – планировки салона. В первую очередь, все пассажиры сидят только по ходу движения. Минимальная вместимость – 12 или 15 посадочных мест, по схеме 2+1, но это или VIP-исполнение, или междугородняя версия с увеличенными расстояниями между сиденьями. Не предел и «четыре звезды»! Кроме того, планируется сделать трехрядную планировку с несколькими «стоячими» местами – чего раньше вообще не было. Вариант на 18 посадочных мест со схемой 2+2 оказался с довольно удобным проходом – но не только благодаря ширине салона, а еще и за счет расстановки кресел почти что в шахматном порядке. Абсолютный рекорд каркасной «ГАЗели-Next» – 21 сидячее место! Однако этот автобус предназначен только для перевозки школьников – кресла здесь более узкие, поэтому применена схема 2+3. А сверху есть емкие полки для портфелей и рюкзаков.
Чтобы в холода водитель не мерз, а также для обеспечения нормального обдува огромного лобового стекла, «в недрах» панели приборов оставили очень эффективную импортную печку «ГАЗели-Next» производства Delphi. Для обогрева пассажиров использовали тот же принцип, что и когда-то на КАвЗ-685, то есть поставили под правым углом «торпедо» дополнительный радиатор и вентилятор. Но теперь это сделано в сто раз изящнее, чем прежде! Кроме того, в этом контуре работает и жидкостная автономка Webasto, которая не только догревает мотор, но и может использоваться как предпусковой подогреватель. Если и этого покажется мало – есть возможность установить дополнительный отопитель в «корме», даже сухую автономку. Легко здесь сделать и совершенно бесшумное отопление – разместив по бокам, в кожухах, водяные калориферы, то есть трубы с оребрением. Но это для туристических или междугородних версий автобуса. Вентиляция возможна или через люк в потолке, или через форточки окон. Кроме того, на «ГАЗель-Next» теперь устанавливают и кондиционер, так что летом жарко не будет.

Комментарии (0) Добавить комментарий
показать еще