Безопасное движение

Пять лет назад на оживленном шоссе возле финского Куопио перевернулся грузовой автомобиль. В результате участниками аварий стали сотни машин, почти 60 человек пострадало. Это происшествие вошло в историю как самое крупное ДТП в мире

1110 0 30.10.2016
Безопасное движение

Неудивительно, что спровоцирована рекордная авария была именно грузовиком. Так, по данным статистики аварийности, тяжесть аварий с грузовым транспортом на 37% выше, чем с легковым. С начала года на дорогах России произошло 9972 ДТП с участием грузовых автомобилей, что на 47,5% больше, чем за аналогичный период прошлого года.
«За январь-август текущего года произошло около 10 тысяч ДТП из-за нарушения правил дорожного движения водителями грузового транспорта, – отметил заместитель начальника Главного управления по обеспечению безопасности дорожного движения МВД России Владимир Кузин, – среди наиболее частых нарушений – неправильный выбор дистанции, несоблюдение очередности проезда и несоответствие скорости конкретным условиям движения. К тяжелым последствиям приводят также выезд на встречную полосу, неверное расположение ТС на проезжей части и нарушение правил проезда пешеходного перехода».
Впрочем, не все из перечисленных ошибок совершаются намеренно. Зачастую к авариям приводит не недостаток опыта или самоуверенность водителя, а банальная усталость. «Управление автомобилем на протяжении четырех и более часов подряд существенно снижает концентрацию, а после шести часов без остановки водителю уже недостаточно краткосрочного отдыха для восстановления», – пояснил эксперт центра «Движение без опасности» Максим Данилин.
Для контроля скорости и времени, которое водитель проводит за рулем, с середины прошлого века в Европе стали применять тахографы. Сегодня они не только контролируют водителя, но и помогают ему выстраивать свой рабочий день. «Тахограф показывает водителю, сколько времени остается до конца движения или отдыха. Благодаря таким подсказкам в виде обратного отсчета можно заранее найти стоянку или место для отдыха после рабочей смены», – рассказал эксперт ассоциации «Рустахоконтроль» Геннадий Мирошин.
Только за последние 10 лет в Европе количество ДТП с участием коммерческого транспорта снизилось на 22%. Но вернемся к российским реалиям. В нашу страну тахография пришла в 2010 году, но похвастаться высокими результатами мы пока не можем. Дело в том, что в российском законодательстве нет четких требований к режиму труда и отдыха водителей. Приказ Минтранса России № 15 от 20.08.2004 года, регулирующий эту сферу, содержит множество противоречий. В настоящий момент готовятся поправки в документ.
Позволяет повысить безопасность перевозок также организация предрейсового технического контроля ТС и медицинского контроля водителя. Однако эти меры, как и требования к установке тахографа, распространяются лишь на юридических лиц и ИП. При этом 60% грузового парка в России принадлежит физическим лицам, а доля ДТП с участием таких автомобилей только в этом году составила 74% от общего количества происшествий с участием грузового транспорта. «При движении ТС, управляемого физлицом, на которого оно оформлено, инспектор не может предъявить к нему претензии за нарушение режима труда и отдыха, так как нет никаких трудовых отношений. Между тем 15 приказ Минтранса создавался на основе ТК РФ. Необходимо внести изменения в законодательство, чтобы режимы движения соблюдали все водители, вне зависимости от характера перевозок и принадлежности транспортного средства», – подытожил вице-президент Российского автотранспортного союза Валерий Алексеев.
Тем не менее стоит помнить, что только внешними мерами безопасность на дорогах не обеспечить. И никакие действия извне не приведут к успеху, если сами участники дорожного движения будут пренебрегать правилами дорожной безопасности.

Материал подготовлен в рамках Федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2013-2020 годах»

Комментарии (0) Добавить комментарий
показать еще

Материалы по теме:

2) Россия и мир

15.05.2015