Спецавтомобиль КО-829N

Представляем специальную машину КО-829N, которую собирают на Арзамасском заводе коммунального машиностроения на шасси ГАЗ-С41R11 (Next)

2463 0 35 20.04.2015
Спецавтомобиль КО-829N

Машина, о которой пойдет речь, – первая ласточка Арзамасского завода коммунального машиностроения, собранная на шасси перспективного ГАЗ-С41R11 (Next). Ранее коммунальные установки малого и среднего классов предприятие монтировало в основном на среднетоннажные автомобили ЗИЛ и КАМАЗ. Первый уже сошел со сцены. Второй, являясь крепким середняком, способен брать на свою раму широкую гамму различных установок. Однако имеет достаточно высокую стоимость. Кроме того, камские грузовики при всех своих преимуществах обладают габаритами, при которых нередко в плотной застройке современных мегаполисов непросто выполнять маневры, тем более с рабочим, а в нашем случае коммунальным, оборудованием. Новинка горьковского автозавода по своим техническим характеристикам весьма удачно вписалась в требования инженеров арзамасского «Коммаша», которые создавали машину для эксплуатирующих организаций, имеющих подряды на обслуживание городов с плотной застройкой, а также работающих на маршрутах, пролегающих в старых частях городов, по пешеходным зонам, дворам.
Спецавтомобиль КО-829N проектировался как универсальный, способный выполнять задачи в зимний и летний периоды времени. С учетом круглогодичной эксплуатации коммунальной техники инженеры завода предусмотрели возможность простой и малозатратной по времени смены кузовов-установок. Для этого, к слову, может применяться любой имеющийся на предприятии подъемный механизм. Им может быть фронтальный погрузчик, оснащаемый вилами, или кран-манипулятор. Нередко операцию по переустановке кузовов поручают экскаватору, к ковшу которого через специальную проушину крепится цепная подвеска крюка. Как показывает практика, на смену кузова уходит не более 30-40 минут. При этом если речь идет о зимнем варианте оборудования – как правило, установке для обработки дорог пескосоляными смесями, то благодаря ее полной автономности подготовка машины к работе занимает все те же полчаса. Установка и демонтаж поливомоечного оборудования отнимают чуть больше времени, которое тратится на подключение гидропривода и водоводов к распределяющим насадкам. Однако даже в этом случае затраты времени не превысят полутора-двух часов.
Коммунальная установка вне зависимости от ее вида и назначения монтируется на раму грузовика через надрамник. Он представляет собой сваренную из трубчатого профиля размерами 60х60 мм жесткую конструкцию лестничного типа. Крепление надрамника к лонжеронам производится по классической схеме: в задней части рамы жесткое, в передней – с пружинными компенсаторами. В дальнейшем конструкторы планируют сделать заднее крепление надрамника с осью, что добавит еще одну степень свободы кузову в продольном направлении. Такое техническое решение позволит уменьшить нагрузки, приходящиеся на раму: пружины «отыгрывают» поперечные колебания, а оси – продольные.


Чтобы сделать машину максимально эффективной, на шасси перспективного отечественного грузовика инженеры примерили коммунальную установку американской компании Swenson. На пилотном образце машины смонтирована продукция именно данной фирмы, причем в оригинале. Однако поскольку закупать оборудование дорого, особенно на фоне постоянного роста стоимости валюты, заводчанами было принято решение взять заокеанскую разработку за основу и по максимуму локализовать производство компонентов, из которых она собрана. Согласно утвержденным планам уже в самом ближайшем времени доля импортных деталей установки не будет превышать 20%. В них входит механизм распределения реагентов и, в частности, изготовленный из композитных материалов диск, а также транспортер. Отметим, что по последнему уже ведется работа по импортозамещению. Механизм, примененный американскими инженерами, аналогичен по конструкции пластинчатому, используемому на ряде спецмашин арзамасского завода. Однако адаптировать имеющиеся в наличии модели пока нет возможности. Благо, у предприятия есть и другие российские партнеры. Как только предложенный отечественными производителями автокомпонентов вариант пройдет испытания и будет признан достойной по качеству и ходимости заменой импортному узлу, процент локализации существенно подрастет. Для снижения стоимости машины важно найти замену и приводному двигателю, который также американского производства.
Из преимуществ пескоразбрасывающего оборудования Swenson стоит отметить приличную наработку в холодных условиях, например, на Аляске. Следовательно, и в России машина будет работать без каких-либо проблем. Как мы уже говорили выше, коммунальная установка полностью автономна, то есть энергетически не зависит от силового агрегата шасси. Автономный бензиновый ДВС фирмы Briggs&Stratton мощностью 10,5 кВт имеет воздушное охлаждение. Его пуск осуществляется стартером, который питается от отдельного аккумулятора емкостью 55 ампер-часов. Как показывает практика, топливного бака емкостью три литра хватает на 4 часа непрерывной работы установки. Компоновка привода такова, что мотор устанавливается непосредственно над механизмом разбрасывания пескосоляных смесей, а крутящий момент на разбрасывающий диск и привод транспортера передается через ременную передачу, муфту, вал и червячный редуктор. Поскольку механическая связь жесткая, то синхронизация работы приводных механизмов обеспечена фактически на все 100%. У инженеров эксплуатирующих организаций непременно возникнет вопрос: «Нельзя ли убрать автономный двигатель, обеспечив отбор мощности от дизеля шасси грузовика?» Ведь именно такая схема прекрасно зарекомендовала себя на более мощных коммунальных машинах. Увы, завод-изготовитель (ГАЗ) разрешает отбирать всего 22кВт, что недостаточно для одновременной работы распределителя пескосоляной смеси и межбазовой щетки. Во-первых, для движения машине также требуется запас мощности, а коммунальная надстройка, для справки, практически полностью выбирает грузоподъемность шасси. Для справки: вес коммунальных установок, предназначенных для машин небольшого тоннажа, имеет немалое значение. Именно по этой причине кузова установок на арзамасском заводе варятся из трехмиллиметрового листа углеродистой стали марки 09Г2С. Качество сварочного шва обеспечивают применяемые на производстве роботы фирмы Fanuc. Во-вторых, работающий в предельных режимах дизель имеет меньший ресурс, что нехорошо с точки зрения экономики. Чтобы соблюсти мощностной баланс, инженеры на дизель ГАЗ-С41R11 (Next) «повесили» только межбазную щетку. Данный гидропривод задействуется и в системе полива.
Управление установкой распределения пескосоляных смесей осуществляется с радиопульта размером с половину компактного мобильного телефона. На его панели имеется всего пять кнопок: вкл./выкл., активизация механизма пескоразбрасывателя (подключение привода и выбор одного из двух режимов скорости вращения диска). Если в пульте сели батарейки, можно воспользоваться дублирующим управлением на пульте. Иными словами, в любом случае машина выйдет в рейс и выполнит необходимый объем работ. Что касается области распределения пескосоляной смеси, то регулируется она вручную. Так, ширина разброса задается скоростью вращения разбрасывающего колеса, а траектория (асимметрия) диктуется положением шиберных заслонок, которые расположены с правой, левой и фронтальной стенок шахты. Регулируя положение задвижек, оператор также корректирует место падения пескосоляной смеси на диск.
Передний плуг спецмашины также полностью автономный, гидравлический, производства фирмы Meyer. Компания является давним партнером Swenson при оснащении спецавтомобилей. Выбранная инженерами арзамасского завода модель оборудования имеет компактные габариты и малый вес, ориентирована на установку на легкие грузовики. Благодаря небольшому весу плуг не перегружает переднюю подвеску грузовика и, соответственно, не ухудшает управляемость спецмашины. Управление плугом осуществляется из кабины с отдельного пульта. Провода от него через штекер подключаются к соответствующему разъему блока управления плугом. Кнопок, как и в случае с установкой распределения пескосоляных смесей, минимум: вкл./выкл., поворот вправо/влево, подъем/опускание. Как уже говорилось выше, отвал оборудован автономной гидростанцией. Она приводится в действие отдельным электродвигателем, питаемым от собственного аккумулятора. Последний на рассматриваемой нами машине расположен за кабиной шасси в одной секции с гидравлическим баком. Не исключаем, что расположение АКБ в ходе дальнейшей модернизации машины может быть изменено. Аккумулятор питания гидростанции автономного плуга заряжается от штатного генератора шасси.


Рассматриваемый нами плуг Meyer комплектуется опорами с круглыми «башмаками». Максимальная скорость работы с ним не должна превышать 30 километров в час. Данная модель имеет механизм копирования профиля дороги, что улучшает качество очистки покрытия. Есть и защита от ударов о препятствия. Так, механизм подъема плуга укомплектован не жестким гидравлическим цилиндром, а цепной подвеской. Благодаря ей отвал может подпрыгивать на кочках. В будущем планируется установка отвала собственного производства на данную машину с целью увеличения гаммы предлагаемых опций. Покупатель сможет выбрать нужный отвал – автономный американский или попроще, но отечественного производителя.
Обслуживание спецустановки ничем не отличается от того, которое проводится на аналогичной технике иных производителей. Ежедневный предрейсовый и послерейсовый осмотры с чисткой цепей подающего конвейера должны производиться в обязательном порядке. Регламентные работы по техническому обслуживанию проводятся каждые двести моточасов. Наработка фиксируется по счетчику.

 

Комментарии (0) Добавить комментарий
показать еще